автор: Костин К.А.
Ваз не для нас
Ни для кого не секрет, что в советские годы значительная часть продукции отечественного автопрома уходила на экспорт. Даже сегодня еще можно увидеть ГАЗ-24 в итальянской столице, допотопный УАЗ во французской глубинке. Обилие ВАЗов "классической" компоновки на Кубе или в Египте и вовсе не вызывает удивления. Об известности последних за рубежом можно судить даже по такому факту: недавней передаче Top Gear, где специалисты Lotus'а основательно "перетряхнули" Lada Nova - экспортный вариант автомобиля ВАЗ-2105 с правосторонними органами управления.
Но в этой статье речь пойдет не о тех экспортных автомобилях, большая часть которых спустя некоторое время снова оказывались в СССР, гордо величаясь "реэкспортные". Из Москвы через Париж в Мытищи, так сказать. Ведь, по сути, Lada Riva так и оставалась "четверкой", пусть даже с правым рулем и двойным контролем качества. Переломный момент в деятельности "Автоэкспорта" и его зарубежных партнеров наступил именно после 1984 года - с появлением ВАЗ-2108.
Популярность советских автомобилей в Бельгии, Германии, Финляндии, Канаде, Бразилии и ряде других стран имела чисто практическое объяснение - цена. На первичном рынке по этому показателю продукция АвтоВАЗа попросту не имела конкурентов, надо полагать, что в основном благодаря тому, что автопром Поднебесной еще не вышел на международную арену.
В 1984 году, наконец, появился первый советский переднеприводный хэтчбэк - ВАЗ-2108 Спутник, продававшийся за границу под названием Lada Samara 1100, 1300 или 1500 - в зависимости от установленного двигателя. Вполне естественно, что "Автоэкспорт" возлагал большие надежды на новинку, уже подсчитывая в уме возможное пополнение золотовалютного запаса Страны Советов.
Пожалуй, главным просчетом был отказ АвтоВАЗа от размещения на клапанной крышке двигателя "восьмерки" штампа "Designed by Porsche". Такая надпись красовалась на клапанной крышке автомобиля Skoda Octavia, к мотору которой так же приложили руку специалисты из Штутгарта, благодаря чему Skoda била все рекорды продаж. Немаловажным было и то, что западный потребитель стал более разборчивым, более искушенным, и, в первую очередь, это касалось дизайна автомобиля, индивидуальностью которого Samara похвастаться не могла.
Неожиданный всплеск продаж наступил в 1987 году (с 1987 по 1989 годы объемы продаж "Самар" за рубеж практически удвоились!), и все благодаря предприимчивым немцам. В те годы у бюргеров особым спросом пользовались кабриолеты, но стоили они немало, и значительная часть потребителей не могла себе позволить такой автомобиль. Так, с легкой руки компании "Дойче-Лада", появился первый кабриолет на базе ВАЗ-2108 - Lada Samara Fun.
Собственно, этот автомобиль был ближе не к кабриолетам, а к ландо. Над передними сидениями сохранилась крыша, но благодаря врезанному люку, ее площадь сводилась к минимуму. Вместо задка, срезанного вместе с задней дверью, на кузове крепили пластиковое "корыто", служившее одновременно и багажником, и нишей для укладки синтетического тента с мягкими боковыми и задним стеклом. Сложенный тент занимал и часть пространства за спинкой заднего сидения, так что комфорта в новой "восьмерке" поубавилось. Дополненная пластиковыми накладками, молдингами, литыми дисками, Lada Samara Fun шла на "ура".
Пример немцев оказался заразительным, и уже через год бельгийский партнер АвтоВАЗа АО Scaldia Volga (не без помощи Владимира Ярцева - одного из создателей ВАЗ-2108, а позже ВАЗ-2110, в настоящее время обладателя торгового знака Yartsev Design) создал свой кабриолет - Lada Natasha. Проблему снижения жесткости кузова (ведь он был несущим!) решили усилением в районе порогов и за спинками сидений. Поскольку это было уже не ландо, то пришлось убрать и рамки дверей, решив попутно проблему уплотнения при поднятой крыше. Все то же пластиковое "корыто" стало более элегантным, а место за спинками задних сидений, куда складывался тент, стало использоваться более рационально.
В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользуются огромным успехом.
Кстати говоря, на Барселонском салоне 1996 г. глава испанского отделения Lada Internacional Хулио Гарсия Мартинес высказывал сожаления по поводу прекращения поставок в Испанию версии Natasha. А между тем никто не сворачивал сборку так полюбившихся испанцам кабриолетов. Просто все они стали уходить в Россию, где у них также появилось немало поклонников.
На Брюссельском автосалоне 1990 года, кроме вышеупомянутой Lada Natasha, АО Scaldia Volga представила рестайлинговую версию "восьмерки" Lada Carlota и "заряженную" Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор "гоночную" систему впрыска, предусмотрев два варианта - мощностью 100 и 130 л.с. С первой "Мисс Россия" Машей Калининой в качестве хозяйки стенда АО Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала невиданную доселе популярность за рубежом.
продолжение читаем ниже