60 лет Валерию Харламову
14 января 1948 года, 60 лет назад, в семье слесаря-испытателя Бориса Харламова и испанки Арибе Аббад Хермане, которую привезли в Москву после начала гражданской войны в Испании в середине 30-х годов, прямо в машине скорой помощи родился сын, которого назвали Валерием. Молодой отец до последнего выстаивал под окнами роддома, чтобы узнать, что к чему, как вдруг он с ужасом обнаружил, что общественный транспорт уже закончил работу. Была альтернатива: либо топтаться под окнами роддома (а температура была гораздо ниже нуля), либо идти в общежитие, если и не через всю Москву, то километров тридцать, как минимум…
Но глаза боятся, а ноги идут! Правда, незадолго до того, как счастливый отец превратился в сосульку, его отвели в отделение милиционеры, принявшие парня за грабителя (в руках он сжимал узелок с вещами жены). Отогрели чаем, порадовались за то, что полку мальчишек прибыло!
Впрочем, главные трудности были еще впереди. Сын родился очень слабым, если не сказать больше; он часто болел. Но в те времена отношение к детям было совершенно другое. Харламовы жили в общежитии, в комнатке, которая получилась после разделения большой комнаты на четвертинки с помощью перегородок, и в воспитателях у Валеры была почитай вся женская половина общежития. Это сегодня мы перегорожены крупнопанельными стенами, прячась друг от друга в отдельных квартирах...
Во многом из-за того, что сын долго болел, отец привел его на ледовый каток в возрасте семи лет. Считалось, что активное занятие спортом поставит мальчика на ноги. Однако чуть не случилось трагедии: однажды Валера подхватил сильную ангину, которая дала осложнение на сердце. Врачи категорически запретили парню вообще любое занятие физкультурой, мол, сердце может не выдержать!
Мать такое известие привело в ступор, зато отец решил, что клин клином вышибают. Так Валерий оказался в школе подготовки ЦСКА. Поздно, между прочим, в возрасте 14 лет. Сейчас бы с ним не стали разговаривать, а тогда дали в руку клюшку и сказали: покажи, на что способен. И он показал!
За пять лет трудолюбивый талантливый юноша прошел путь от новичка группы подготовки до игрока основного состава. Что он выделывал на льду, думаю, до сих пор помнят все те любители спорта, кто хоть раз видел Валерия Харламова в игре. С виду щуплый (особенно рядом с армейским гигантом Рагулиным или спартаковцем Якушевым), но, как говорят братья-украинцы, моторный, взрывной, читающий игру, как Мстислав Ростропович за дирижерским пультом. Харламов мало того, что обладал очень хорошей техникой катания, мог переменить положение тела в пространстве столь быстро, что за ним буквально не успевали.
Конечно, если бы рядом с ним не было таких хоккейных асов, как Борис Михайлов и Владимир Петров, он бы вряд ли добился стольких побед, ибо эта тройка понимала друг друга с полуслова. Но кто знает, сколько пота на тренировках пролили эти парни, пока не добились полнейшего взаимопонимания.
В свое время Харламов установил своеобразный рекорд: никто из хоккеистов до него не становился чемпионом мира в возрасте 20 лет! И даже автомобильная катастрофа, которая произошла с Валерием Борисовичем весной 1976 года, когда у него был двухложечный перелом правой голени, перелом двух ребер, сотрясение мозга и множество ушибов, не вывел Харламова из большого спорта. Через полгода он вернулся, чтобы снова радовать своих почитателей!
Всего же прославленный хоккеист 11 раз становился чемпионом СССР, трижды серебряным призером, 8 раз чемпионом мира и 7 раз чемпионом Европы, дважды выигрывал Олимпиады. Всего на различных официальных международных турнирах Харламов провел за сборную СССР 123 матча, забросил 89 шайб. А в национальном первенстве он провел 438 матчей и забил 293 шайбы…
К сожалению, от судьбы не уйдешь. Как мы помним, Харламов родился в машине. В автомобиле он принял и свою смерть – 27 августа 1981 года Валерий Харламов и его жена Ирина, сидевшая за рулем, погибли в автомобильной катастрофе. По злой насмешке судьбы все его товарищи по сборной СССР в это время находились на турнире за океаном. Кстати, портрет Харламова украшает стенды Музея хоккейной славы в Торонто…
Ему шел только 33-й год. Возраст Христа! Но не случайно Всевышний часто забирает к себе лучших задолго до того, как, на наш взгляд, наступит их срок…